Экспертиза авиационных событий

Экспертиза авиационных событий

В случаях авиационных происшествий обязательно проводится судебно-медицинская и криминалистическая экспертиза тел членов экипажа и различных объектов, состояние которых косвенно может дать информацию о работоспособности и характере деятельности экипажа во время аварии.

Авиационные события подразделяются на:

- авиационные происшествия;

- авиационные инциденты (серьезные авиационные инциденты);

- производственные происшествия.

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на:

- авиационные происшествия с человеческими жертвами (катастрофы);

- авиационные происшествия без человеческих жертв (аварии).

Производственные происшествия подразделяются на:

- повреждения воздушного судна;

- чрезвычайные происшествия.

Экспертизу в ходе расследований авиационных событий организация осущетсвляет под руководством МАК с участием ФАС России, Минэкономики России и других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации.

К основным задачам экспертизы авиационных событий относятся:

  • Выявление причин и тяжести последствий авиационного события.

  • Проведение качественной оценки воздушного судна

  • Оценка психологического и физиологического состояния членов экипажа во время авиационного события.

  • Комплексная оценка ситуации, повлекшей авиационное событие

  • Оценка разрушений воздушного судна.

  • И другие.

Вопросы, разрешаемые в ходе проведения экспертизы.

  • Какие повреждения получены членами экипажа, каков механизм их образования и какими деталями кабины они образованы; какие из повреждений прижизненны;

  • Какие внешние факторы воздействовали на экипаж в аварийной обстановке (огонь, дым, горючие и смазочные масла, холод, перепад давления, перегрузки);

  • Не содержатся ли в крови и тканях погибших алкоголь, окись углерода;

  • От чего и как быстро наступила смерть;

  • Какому члену (членам) экипажа, принадлежат обнаруженные останки или объекты снаряжения и обмундирования;

  • Страдали ли погибшие какими-либо заболеваниями и как они могли повлиять на работоспособность в полете;

  • Какова была поза каждого члена экипажа в финальный момент аварийной обстановки (положение туловища, рук, ног и головы);

  • Где находился каждый член экипажа;

  • С какими рычагами, кранами и тумблерами соприкасался каждый член экипажа в момент удара, взрыва и др.;

  • Какова была экипировка каждого члена экипажа;

  • Какие имеются изменения в речевых докладах летчика и шумовых эффектах в кабинете, уточняющие обстоятельства аварийной обстановки и реакцию на них со стороны летчика, какова была динамика эмоционального состояния экипажа в аварийной обстановке;

  • Каково было состояние членов экипажа в аварийной обстановке (были ли они живы, активны или пассивны, работоспособны и т. п.);

  • Каковы возможные обстоятельства авиапроисшествия, если исходить из характера обнаруженных повреждений и воздействий.