Исследование голоса и звучащей речи

Исследование голоса и звучащей речи

Исследование голоса и звучащей речи (идентификация лиц по фонограммам устной речи) выделено в качестве самостоятельного подвида фоноскопической экспертизы.

Данное направление приобретает особое значение в связи с делами, сопряженными с терроризмом и экстремизмом, похищениями людей, вымогательством, взяточничеством и иными особо опасными проявлениями организованной преступности, где доказательственная база во многом ограничена результатами оперативно-розыскной деятельности в виде записей переговоров и иных сообщений, передаваемых по техническим каналам связи.

Технически опосредованная коммуникация позволяет преступнику скрывать свою личность, фальсифицировать доказательства. Компьютерные программы и специализированные устройства могут до неузнаваемости менять голос, маскируя личность, подражая голосу и речи конкретного человека, искусственно синтезировать человеческую речь («клонируя» голос человека-мишени), производить компьютерный монтаж, используя разнообразные средства манипуляции со звуковой информацией. Этим обусловлена самостоятельная значимость исследований голоса и звучащей речи с целью достоверного установления личности по речи, передаваемой по каналам связи, установления аутентичности фонограмм (в том числе и цифровых), выявления маскируемых и имплицитных содержательных элементов.

Исследование голоса и звучащей речи проводится на основании звукозаписи, в которой присутствует человеческая речь. Как правило, экспертиза нужна в случае, если запись искажена или повреждена или если есть сомнения в её подлинности.

Задачи исследования голоса и звучащей речи:

– установление дословного содержания разговора, зафиксированного в исследуемой фонограмме, и его свойств;

– установление количества дикторов, принимающих участие в разговоре, зафиксированном в исследуемой фонограмме;

– установление пригодности исследуемой фонограммы для проведения идентификационного исследования по голосу и устной речи диктора;

– идентификация диктора по голосу и устной речи;

– установление социальных характеристик диктора, голос и речь которого зафиксированы в исследуемой фонограмме;

– диагностика эмоционального состояния говорящего, определение его социолингвистической принадлежности;

– определение степени подготовленности звучащей речи (спонтанная речь, выученная наизусть, чтение ранее подготовленного текста);

– установление лингвистической целостности разговора, зафиксированного в исследуемой фонограмме.

Объекты исследования:

  • видеофонограммы, фонограммы (аналоговые и цифровые);

  • вербальное (речевое) поведение человека.

Если требуется определить, принадлежит ли речь указанному лицу, исследуемая фонограмма сравнивается с его живой речью, для чего у идентифицируемых лиц берутся образцы речи. В зависимости от обстоятельств, при которых была назначена экспертиза, участие данного лица в экспертизе может быть добровольным (по письменному согласию) или принудительным (по постановлению суда).

Вопросы эксперту при исследовании голоса и звучащей речи:

  • Пригодна ли представленная на исследование фонограмма (видеозапись) для проведения фоноскопического исследования, идентификации говорящего по голосу и речи?

  • Каково дословное содержание разговора, с момента времени А до момента времени Б, записанного на представленной фонограмме?

  • Установить стенограмму разговора от слов А до слов Б, записанного на представленной фонограмме?

  • Принадлежит ли устная речь в разговоре на представленной фонограмме подэкспертному, образцы голоса и речи, которого представлены на исследование?

  • Имеется ли на фонограмме голос и речь подэкспертного, чьи образцы представлены на кассете? Если имеется, то какие реплики, слова или фразы им произнесены?

  • Одним или разными лицами произнесены реплики, обозначенные в тексте стенограммы?

  • Одному или разным лицам принадлежат голос и речь лица, принимающего участие в разговоре на фонограмме, первые слова которого А, и лица, принимающего участие в разговоре на фонограмме, первые слова которого Б?

  • Сколько лиц принимало участие в разговоре, записанном на представленной фонограмме?