Исследование психологии и психофизиологии человека

Исследование психологии и психофизиологии человека

Психологическая экспертиза — род судебных экспертиз, направленных на установление обстоятельств (фактов) путем исследования психологических особенностей личности, характера и закономерностей психической деятельности лица, особенностей психологического воздействия коммуникативных средств на реципиента.

Психологическая экспертиза представляет собой практическое исследование психологических особенностей человека, его личной истории применительно к объекту исследования, психодиагностику личности через призму социально-психологического функционирования и производится в соответствии с правилами, определяемыми спецификой научного психологического знания и спектром необходимых для осуществления экспертизы сведений из конкретных областей психологической науки.

В настоящее время стала широко применяться судебная психофизиологическая экспертиза, совмещающая в себе психологическую экспертизу и физиологическое исследование с использованием полиграфа — технического средства для синхронной регистрации параметров физиологического реагирования (дыхания, сердечно-сосудистой активности, электрического сопротивления кожи и др.) с регистрацией и последующим представлением результатов этого исследования в цифровом или аналоговом виде. В обществе полиграф более известен под названием детектор лжи.

Психологическая экспертиза назначается в следующих случаях:

А. По гражданским делам:

  • с целью определения сделкоспособности (способности осознавать значение своих действий и управлять ими при заключении сделки), дееспособности;

  • для исследования детско-родительских отношений (сюда относятся дела о том, где будет проживать ребенок, о праве участия в воспитании, о необходимости усыновления и т.д.);

  • для установления наличия или отсутствия факта морального вреда;

  • в других спорных ситуациях, требующих выявления индивидуально-психологических особенностей личности.

Б. По уголовным делам:

  • для установления психологических свойств обвиняемого: состояний эмоциональной сферы, индивидуальных особенностей психики, способности давать показания, принимать участие в судебно-следственных действиях, быть ответственным за содеянное;

  • для констатации психологических свойств потерпевших: способности осознавать характер и смысл совершаемых по отношению к ним противоправных действий, беспомощного состояния, нанесения вреда здоровью, способности давать показания, участвовать в судебно-следственных действиях;

  • для определения психологических свойств свидетелей: их способности давать показания, принимать участие в судебно-следственных действиях;

  • экспертиза по делам по факту смерти для выявления наличия или отсутствия у умершего перед смертью психического состояния, провоцирующего самоубийство, и причин появления такого состояния.

Задачи, решаемые в рамках данного вида экспертизы:

– установление способности свидетеля (потерпевшего) к адекватному восприятию юридически значимых объектов и обстоятельств, сохранению информации о них и последующему воспроизведению данной информации;

– установление способности обвиняемого (подсудимого) осознавать фактический характер своих действий, их общественную опасность и/или способности руководить ими в зависимости от психического состояния, психологических особенностей и особенностей юридически значимой ситуации;

– установление способности процессуального лица (потерпевшего по факту сексуального насилия) понимать характер действий и прогнозировать поведение других лиц в юридически значимых ситуациях, а также способности оказывать противодействие им в случаях, противоречащим как ведущим, так и актуальным (ситуативным) потребностям личности;

– исследование юридически значимого эмоционального состояния (аффекта, иных непатологических состояний) обвиняемого (подсудимого) в юридически значимой ситуации;

– установление способности процессуального лица осуществлять адекватную в юридически значимой ситуации деятельность (действия) в условиях, предъявляющих повышенные требования к его индивидуальным психологическим возможностям (в частности, при расследовании аварий на транспорте и на производстве);

– исследование юридически значимых психологических последствий по факту причинения морального вреда по делам о возмещении морального (неимущественного) вреда;

– исследование индивидуально-психологических особенностей ребенка и родителей по делам, связанным со спорами о праве на воспитание детей и о месте проживания детей;

– выявление постоянных и переменных ролей в преступной группировке;

– выявление негативного психологического воздействия (по делам о мошенничестве; по фактам оказания психологического воздействия при проведении следственных действий и т. д.).

Объекты исследования:

– особенности психической деятельности человека в юридически значимой ситуации.

Для исследования психических свойств личности необходимо обеспечить возможность взаимодействия непосредственно с подэкспертным лицом. В случае невозможности очного исследования личности экспертиза проводится заочно; в таком случае на экспертизу предоставляется документация (медицинские карты, личное дело, характеристики). При проведении психологического исследования средств коммуникативного воздействия на экспертизу предоставляются объекты исследования: тексты СМИ, музыкальные и аудиовизуальные произведения и т.д.

Психологическая экспертиза отвечает на следующие вопросы (вкладка):

А. Для выявления дееспособности и сделкоспособности:

  • Беря во внимание состояние психического здоровья подэкспертного и обозначенные обстоятельства заключения сделки (указывается конкретная сделка), проанализировать способность испытуемого полностью осознавать смысл своих действий и те правовые последствия, которые могут возникнуть в результате.

  • Обладает ли испытуемый свойством повышенной внушаемости?

  • Какие индивидуально-психологические особенности испытуемого существенно повлияли на его поведение в конкретной ситуации?

  • Присутствуют ли признаки того, что подэкспертный во время заключения сделки находился в измененном психологическом состоянии, повлиявшем на его способность осознавать значение своих действий и управлять ими?

Б. Для исследования детско-родительских отношений (при определении того места, где ребенок будет проживать постоянно, и определении степени участия родителей в воспитании ребенка):

  • В чем заключаются индивидуально-психологические особенности ребенка? Каким образом определяется уровень его психического развития?

  • Каковы индивидуально-психологические особенности обоих родителей и их влияние на состояние ребенка и особенности его психического развития?

  • Каково действительное отношение матери и отца к ребенку?

  • Каково действительное отношение ребенка к обоим родителям (другому воспитателю)?

  • Каково возможное негативное влияние индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей (другого воспитателя) на психологический уровень и специфику психического развития ребенка?

  • Существует ли вероятность того, что индивидуально-психологические особенности отца или матери могут оказать отрицательное воздействие на психическое состояние и специфику психического развития ребенка, если учитывать особенности психического развития ребенка, индивидуально-психологических особенности ребенка и родителей, особенности сложившихся между ними отношений, привязанностей, системы ценностей и отношений родителей, стиля воспитания?

В. Для исследования детско-родительских отношений (при установлении усыновления или удочерения):

  • Каково состояние индивидуально-психологических и интеллектуальных особенностей испытуемого?

  • Каким является истинное отношение испытуемого к родителям, занимающимся его воспитанием? Каковы особенности восприятия ребенком данных родителей?

  • Каковы взаимоотношения данного ребенка с другими детьми в этой семье? В чем особенности их психологической привязанности?

  • В чем особенности психологической ситуации жизни ребенка в этой семье?

  • Каковы психологические перспективы жизни ребенка в "альтернативной" семье?

Г. Для выявления факта причинения морального вреда:

  • Имеются ли у обследуемого признаки негативных переживаний (нравственных страданий) в связи с (обстоятельства)? Если имеются, то в чем конкретно они выражены, какова степень их глубины, стойкости и интенсивности?

  • Имеются ли изменения психического благополучия обследуемого в результате (обстоятельства)? Если да, то имеется ли причинно-следственная связь между (обстоятельствами) и последующим психологическим состоянием ФИО? Имеются ли неблагоприятные последствия в данный момент?

  • Какие индивидуально-психологические особенности имеются у обследуемого, и каким образом они могли повлиять на эмоциональное состояние (глубину нравственных страданий) лица в связи с (обстоятельства)?

Д. Для проведения экспертизы личности обвиняемого:

  • Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, эмоционально-волевые, характерологические, мотивационные и иные), оказавшие существенное влияние на его поведение в исследуемой ситуации?

Е. Для проведения психологической экспертизы несовершеннолетних обвиняемых:

  • Присутствуют ли у испытуемого признаки отставания в психическом развитии, не имеющие отношения к психическому расстройству? Если да, то в чем конкретно они находят свое выражение?

  • Учитывая индивидуально-психологические особенности испытуемого, особенности возраста, а также определенные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что испытуемый был в состоянии в полной мере осознавать фактический характер и смысл своих действий и управлять ими?

  • Имеются ли у испытуемого индивидуально-психологические особенности, способные повлиять в значительной степени на специфику его поведения в конкретной ситуации?

Ж. Для проведения экспертизы свидетелей потерпевших:

  • Учитывая возрастные и индивидуально-психологические особенностей испытуемого, особенности его психологического состояния, а также конкретные обстоятельства исследуемой ситуации, можно ли сказать, что подэкспертный мог правильно воспринимать происходящие события, сохранять их в памяти и давать показания?

  • Имеются ли у испытуемого признаки повышенной внушаемости?

  • Имеется ли у подэкспертного склонность к патологическому фантазированию?

З. Для проведения экспертизы по факту смерти:

  • Находился ли погибший перед смертью в психическом состоянии, ставшем причиной самоубийства?

  • Был ли погибший перед смертью в каком-либо эмоциональном состоянии, повлиявшем на его поведение в данной ситуации? Если да, то что вызвало это состояние?

  • Существует ли причинно-следственная связь между действиями обвиняемого и человека, который совершил самоубийство?