История возникновения сертификации. Описание этапов развития.

  • 23.04.2017 г.
Термин «сертификат» известен с XIX века (лат. certum — верно и facere — делать). В энциклопедическом словаре 1900 года Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона дано несколько определений сертификата. Одно из них, сертификат — это удостоверение. В финансовой сфере сертификат трактуют как денежное свидетельство на определенную сумму, либо как облигацию специального государственного займа. 

Возникновение сертификации было связано в первую очередь с необходимостью письменного удостоверения своих клиентов в том, что продукция соответствует заданным признакам. Известность термин «сертификация» получил в последнее десятилетие, хотя сама процедура сертификации, в различных формах, известна давно. Примерами этому могут быть маркировка продукции изготовителем или заверения продавца о качестве товара. Например, знаменитые художники эпохи Возрождения гарантировали сохранность своих картин в течение 300 лет, что в большинстве случаев подтвердило время. 

Зарождение сертификации продукции в промышленно развитых странах относят к 20-30 г.г. нашего столетия. Национальные системы сертификации стали создаваться только в 60-х годах.

Сертификация в России начала проводиться c 1993 года в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», который установил обязательность сертификации безопасности товаров народного потребления.

Хотя термин «сертификация» стал известен в повседневной жизни и коммерческой практике сравнительно недавно, тем не менее сертификация как процедура применяется давно и термин «сертификат» (в переводе с латыни означает «сделано верно») известен с XIX века.

В современной трактовке под сертификацией понимается прохождение процедуры оценки соответствия продукции установленным требованиям безопасности. Несмотря на то, что в настоящее время сертификация бывает обязательной и добровольной, большая часть производителей заинтересована в ее проведении. Это связано с тем, что таким образом производитель может претендовать на конкурентоспособность своей продукции и, следовательно, получать высокие прибыли. Таким образом, можно отметить, что настоящее развитие сертификации является высоким, поскольку в ней заинтересованы не только потребители, но и производители. Взаимодействие интересов двух противоположных сторон, в свою очередь, приводит к появлению на рынках только качественных и конкурентоспособных товаров и услуг.

Сертификация как средство независимой оценки соответствия товара надлежащему качеству характеризуется убедительностью и принципиальной простотой. Универсальность сертификации позволяет вовлекать в нее большое число разнообразных объектов. Этим объясняется широкий размах сертификации в зарубежных странах, а также во внешнеторговых отношениях между ними. Для потребителя сертификация – это гарантия заявленного соответствия, а для изготовителя — гарантия успеха.